Позиция кварты в натуральном звукоряде
Натуральный звукоряд, или обертоновый ряд, представляет собой последовательность звуков, возникающих вследствие деления колонны воздуха в музыкальном инструменте. Каждый обертон соответствует простой математической пропорции частот, основываясь на основной ноте, приемлемо услышиваемой как "скелет" звука.
Расчет обертонов
- Основной тон (1-й обертон): Частота, равная частоте возбуждающего колебания (например, 100 Гц).
- Второй обертон: Увеличивается в два раза (200 Гц).
- Третий обертон: Увеличивается в три раза (300 Гц), и так далее.
Однако, кварта — музыкальный интервал, который соответствует пропорции 4:3 основного тона. В натуральном звукоряде она встречается с определённой степенью удаления от основного тона, обычно на пятом месте.
Почему кварта так далеко?
Исторически и физически сложилось, что кварта не является ближайшим интервалом к основному тону. Вследствие своего частотного отношения, она оказывается на позиции чуть после терции, но перед квинтой, что делает её звучание менее доминирующим на начальных этапах звукоряда. Этот факт объясняет "удалённость" кварты: она встречается по мере того, как уголковые частоты звукового ряда распространяются.
Одна из причин такой "удалённости" — это то, что более близкие обертоны представляют базовые гармоники, которые впрямую влияют на характер и тембр звука. Чем дальше обертон, тем меньше он влияет на восприятие основного тона, а его частота становится лишь нюансом звукового акцента.
Категория: Музыка
Теги: теория музыки, обертоны, акустика